Новое сообщение

Храм и грот Симона Кананита

724 0

                


Храм и грот Симона Кананита.
История христианства в Абхазии восходит к апостольскому периоду. Святой Апостол Си́мон Кананит  - один из 12-ти Апостолов – был одним из четырёх сыновей Иосифа Обручника от первого брака, т.е. сводным братом Иисуса Христа. Кананит в переводе с арамейского означает ревнитель. Апостол Лука дает греческую версию его прозвища: Зилот, что значит то же самое, что и Кананит.

Одна из интерпретаций имени апостола связана с Канами Галилейскими, в которой на браке у апостола Си́мона Господь наш Иисус Христос сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино. Об этом сказано в Святом Евангелии от Иоанна Богослова. Именно этот отрывок читают во время совершения таинства венчания, что, по-видимому, и послужило причиной почитания апостола Си́мона Кананита как покровителя христианского супружества.

Узрев чудо, совершенное Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью ко Господу и так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, несмотря на то, что только что вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано, «уневестив душу свою Жениху бессмертному».

После Вознесения Христа, в день Пятидесятницы он получил дар Святого Духа, сошедшего на учеников Спасителя в виде огненных языков. Симон проповедовал веру Христову сначала в Иудее, потом - в Эдессе (Сирии), Армении, Египте, Киринее (Ливии), Мавритании, Испании и даже Британии, о чем свидетельствуют местные предания некоторых христианских народов.

Известно, что Си́мон Зилот вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфием благовествовал в земле Иверской. Далее Симон и Андрей пошли в горы Сванетии (Осетии), после - в Абхазию и остановились в городе Севасте, нынешнем Сухуми. Затем апостол Андрей отправился проповедовать вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон поселился в небольшой труднодоступной пещере, расположенной в ущелье реки Псыртсхи (окрестности современного Нового Афона). В эту пещеру он спускался по веревке через небольшой естественный вход. Это было примерно в 55 году н. э., через двадцать с лишним лет после Воскресения Христа.

Долго ли пребывал апостол в Абхазии, летописи не сообщают. Он творил здесь множество знамений и чудес, а его проповедь многих людей обратила ко Христу. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита, в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство. В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило. Симон Кананит первым начал крещение местных жителей – предков современных абхазов.

Из-за этого апостол неоднократно подвергался нападкам со стороны язычников. А во время жестокого гонения на христиан, которое начал грузинский царь-язычник Адеркий (Аркадий), Симон принял мученическую кончину. По одной из версий он был усечен мечем, по другой –  заживо распилен пилой. Существует также предание, что он был распят на кресте.

Ученики погребли тело святого недалеко от его пещеры. К его могиле стали приходить верующие, прося помощи в нуждах и исцеления от болезней. В IX веке на мощах Симона Кананита был выстроен храм.

Храм Симона Кананита.
Храм Симона Кананита расположен в одном из живописнейших мест города, у Новоафонского водопада.  Храм представляет собой церковь средних размеров, выстроенную из тесаного белого известняка. Храм Симона Кананита (Зилота) является уникальным памятником абхазской школы церковного зодчества, сформировавшегося под византийским влиянием. В середине VIII в. Абазгская епархия, находившаяся на тот момент в подчинении Константинопольского патриархата, становится автокефальной Абхазской Православной Церковью. С тех пор начинается расцвет православия и церковного строительства в Абхазском царстве. С каждым именем абхазского царя связано строительство и богатое украшение соборов и храмов, выдающихся архитектурных памятников Кавказа и всего Восточного Причерноморья. Основная часть этих крестово-купольных сооружений (вписанный крест): Бзыбский храм, храм Симона Кананита, храм Алахадзы, Лыхненский храм, Моквский собор и храм в Нижнем Архызе – представляют абхазскую школу церковного строительства. В XI в. абхазские мастера принимали участие в строительстве Софийского собора в Киеве.



Храм неоднократно разрушался и перестраивался. Он реставрировался в эпоху Византийского императора Комнина, был украшен внутри уникальной фресковой росписью в XIV в.

27 ноября 1875 г. распоряжением Российского императора Александра III храм Симона Кананита был передан Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю, и иноки вскоре приступили к его восстановлению. При этом храм претерпел некоторые изменения: большая часть стен была забелена, изменены высоты стен, появился профилированный карниз, барабан стал круглым, купол приобрел луковичную форму. Над западным притвором монахи надстроили колокольню, западный и южный портики над входами не были восстановлены. Восстановление храма было закончено в начале 1882 г. и 10 мая этого же года храм был освящен. Он становится действующим.

Храм сохранил две раннесредневековые греческие надписи. Одна из них, датируемая IX-X вв., имеется над южным входом храма вместе с изображением круга и креста внутри его. Вот один из вариантов ее прочтения: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита». Вторая надпись высечена на одном из камней восточного фасада храма. Она состояла из четырех или пяти строк, значительно повреждена и читается только частично: «Христос господь, спаси раба (своего)… являются …и сын твой и …Христос господь…Христос».



В настоящее время храм св. ап. Симона Кананита принадлежит Абхазской Православной Церкви и является действующим. Православная церковь празднует день памяти Святого апостола Симона Кананита 23 мая. В этот день в храме проводится божественная литургия с крестным ходом. Тысячи верующих Абхазии и России идут поклониться и испросить счастья в супружестве, любви и благополучии. Ведь в православной Церкви он почитается как покровитель брака и семьи.

Грот великомученника Симона Кананита (Зилота).
Местность Псырцха, название которой в переводе с абхазского обозначает «пихтовый родник», привлекает не только своей красотой, но и известными христианскими святынями. В ущелье Псырцхи находится одно из часто посещаемых паломниками и туристами мест Нового Афона. Это грот-келья святого великомученика Симона Кананита. Грот-келья расположен в отвесной скале и оборудован наподобие церкви.



Благодаря реконструкции, проведенной заповедником в период с 2002 -2004 г.г. в ущелье реки Псырдзха, можно беспрепятственно посетить грот святого апостола. Путь к пещере апостола начинается у древнего храма X в. Историческая тропа, вымощенная диким камнем, идет вдоль берега реки мимо наскального следа святого, лобного места, где по преданию он был умерщвлен, далее змейкой тянется под гору. По пути можно встретить источник со святой водой, омовение в котором, как гласит предание, излечивает от всех недугов; небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола; горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть. На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови». Считается, что путника ждет удача, если он наугад вытащит из углубления с водой обагренный камешек. Преодолев десятки каменных ступеней, вы попадаете в келью апостола.

Келья (грот) Симона Кананита приобрел современный вид уже после смерти апостола. В конце XIX века к пещере Симона Кананита монахи Новоафонского монастыря прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу, выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры. По словам паломника Муравьева А.Н (изд. 1848) «Невдалеке от храма св. Симона Кананита открыта «богозданная» (самородная) пещера, которая, по древнему преданию абхазцев, именуется пещерою Симона Кананита. Пещера эта находится в отвесной каменной скале и имеет форму подобную церкви; она внутри гладкая, будто бы вся выкладена из больших каменных раковин. На стене высечен четырехконечный крест, что свидетельствует о глубокой ее древности. Пещера эта в октябре месяце 1884 года освящена водосвятием и в ней поставлена икона св. Апостолов Андрея и Симона Кананита, именем которого она называется с незапамятных времен».



Рядом с храмом Симона Кананита находится искусственный водопад высотой 8,6 м - это часть бывшей ГЭС на реке Псырцха, которая была построена в 1902 г. монахами. Сейчас она не дает электричества, так как все механизмы и провода расхищены еще в советское время. Водопадный комплекс - известное туристическое место. Обычно сюда приводят туристов сразу после посещения монастыря. Здесь идет бойкая торговля сувенирами, проводится дегустация абхазских вин, можно сфотографироваться с животными. У водопада недавно открылся ресторан "Грот Александра III".

Рядом с гротом - каменная лестница, по которой можно подняться и увидеть очень красивое озеро Псырцха, образовавшееся при строительстве ГЭС - небольшое водохранилище. Пройдя чуть дальше можно выйти к железнодорожной платформе Псырцха.
Выше, в самом ущелье находится еще один рукотворный водопад, но он менее известен.

Посмотреть другие  Достопримечательности Абхазии
Перейти на страницу: Туризм и отдых в Абхазии
Чтобы ответить, необходимо авторизоваться в системе Вход | Регистрация

Правила начислений



Вернуться к началу