Византийский храм в поселке Лоо.
Со второй половины V века на Кавказе возрастает византийское влияние. Не позднее начала VI века достоверно фиксируется присутствие в западных районах современного Краснодарского Края христиан. Первые христианские базилики строились в приморской зоне. Постепенно миссионеры углублялись вглубь горной территории, по которой проходил караванный путь. Со временем в районе нынешних сёл Лесное, Галицыно и Монастырь возникла так называемая полоса древней христианской колонизации. Здесь на хребтах и их склонах в разное время возникло шесть христианских храмов. В тоже время побережье к северу от него, а также удалённые горные районы христианизация затронула гораздо меньше. Один храм был построен на склоне горы Малый Ахун, другой — на месте слияния рек Агва и Сочи.
Развалины средневекового христианского храма можно увидеть в поселке Лоо Лазаревского района города Сочи в Краснодарском крае. Храм находится на вершине горы, на высоте 308 метров, в 1,5 км от берега Чёрного моря на территории пансионата Магадан. Храм был открыт и впервые описан во второй половине XIX в. и начале ХХ в. Он упоминается в публикациях в связи с описанием окрестностей Сочи. Описание храма впервые появились в книге Ю.Н. Воронова «Древности Сочи и его окрестностей» в 1979 году.
«Исключительно интересен храм в Лоо, расположенный в 2 км от моря на высоте около 200 м. Южная стена памятника разрушена полностью, западная стена и восточная часть также сильно повреждены временем. Лишь северная стена сохраняет еще свою высоту. Наружные размеры храма: ширина 11,2 м, длина до 20 м. Толщина стен до 1,1 м. Храм имел три входа: с севера, запада и юга. Ширина северного дверного проема 1,4 м. Помещение храма освещалось с помощью большого числа узких оконных проемов. В западной стене их было по меньшей мере два, в северной сохранились три окна. Окна были и в алтарных частях- абсидах храма. В северной стене выступают три полустолба-пилястра, которые вместе с аналогичными выступами в южной стене и двумя рядами столбов поддерживали в свое время свод храма. Снаружи центральная абсида была пятигранной.
Стены храма в Лоо сложены прекрасно обработанными известняковыми блоками и плитами песчаника и сланца. Известняком была облицована вся наружная поверхность стен, окна и двери. Эти же блоки составляют связующую основу пилястр, пронизывающих стены насквозь. Раствор отличается примесью очень крупного песка и отборного мелкого гравия, что находит ближайшую аналогию в византийских стенах Анакопии VII в. Этим же или несколько более поздним временем (VIII—IX вв.), вероятно, и следует датировать рассмотренный храм, который относится к группе абхазо-аланских церквей, характеризующих особый западнокавказский путь развития византийского храмового зодчества (Пицунда, Лыхны, Зеленчук и др.).»
Наиболее глубокие археологические изыскания проводила экспедиция Уральского государственного университета под руководством профессора Б.Б. Овчинниковой в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Чертеж экспедиции университета, основанный на тщательном архитектурном обследовании и обмерах, показал, что на чертеже Ю.Н. Воронова храм показан чрезмерно вытянутым.
Памятник ко времени раскопок представлял собой заброшенные развалины храма, на территории которого и в его округе росли многолетние деревья (возраст их около 100-150 лет) и мелкий кустарник. Северная стена, покрытая плющом, сохранилась in situ (лат. «в месте нахождения») и в части портала достигла свыше 7,0 м в высоту. Частично просматривались фрагменты западной стены и апсид. Южная стена рухнула, упавшая кладка ее монолитом лежит с внешней стороны храма. Здесь же к востоку от монолита прослеживалась кладка в высоту более 2,0 м, идущая перпендикулярно линии южной стены. Внутри храма, особенно в алтарной части и около западной стены, лежали массивные фрагменты кладки стен и аспид.
По данным Б.Б. Овчинниковой, проводившей археологические раскопки памятника, общая длина храма с пилястрами и апсидами — 21,0 м, ширина — 12.25 м, толщина стен — 1,10 м. План Лооского храма читается достаточно четко. Это базиликального плана трехнефное, шестистолбное, с тремя апсидами культовое сооружение с выдвинутыми вперед остатками южного и западного притворов. В трех метрах от западной стены при раскопках был зафиксирован фундамент прямоугольного в плане башенного строения.
В центре храма симметрично расположены четыре свободно стоящих столба, правда, сохранились лишь основания, составляющие квадрат в плане (3,5х3,5 м) Вероятно, это и есть опора купола. Средняя апсида несколько удлинена. Пол центральной апсиды поднят над уровнем пола центрального нефа на 0,25—0,30 м. Возвышение оформлено в виде бемы. Отрезки стен, разделяющие апсиды, представлены пилястрами. Обмерами установлено, что как внутренние, так и наружные пилястры соответствуют расположению внутренних столбов. Западная часть помещения отделена от основной парой столбов.
Храм освещался узкими (при ширине 0,4 м) оконными проемами с арочным завершением, выполненным из известковых плит и плит ракушечника. При раскопках обнаружены фрагменты зеленовато-голубого оконного стекла. Возможно, им были застеклены окна Лооского храма. При исследовании химического состава стекла научным сотрудником Института истории и материальной культуры РАН (Санкт-Петербург) В.А. Галибиным был применен спектральный анализ и составлены графики процентного распределения химических элементов во фрагментах оконного стекла. В результате исследований В.А. Галибин определил, что все фрагменты принадлежат к одному химическому типу, но к двум разным партиям одной мастерской. Он отмечает византийское происхождение стекла и указывает, что стекло подобного химического состава появляется не ранее X-XII вв.
С внешней стороны в оформлении стен храма в ряде мест сохранились остатки облицовки, которая имитировала блоки, употребляемые в других памятниках этого круга для сооружения церквей. В период функционирования храма именно эти облицовочные блоки сплошными рядами покрывали внешнюю его поверхность, что придавало сооружению пышность и блеск: с моря он смотрелся белокаменной церковью с красноватого цвета черепичным покрытием. О последнем свидетельствуют массовые скопления обломков керамид и калиптеров, выявленных при раскопках храма.
Хотелось бы отметить еще одну особенность в строительстве Лооского храма — расчлененность фасадов южной, северной и западной стен пилястрами, которые, вероятно, переходят в арочные полукружия. Подобная трактовка фасадов не свойственна культовым памятникам Западного Кавказа. Однако она широко распространена в Закавказье в XI—XII вв. С восточной стороны храма находятся три апсиды — пятигранная центральная и полукруглые боковые. Такое сочетание свойственно многочисленным памятникам как в восточных областях Византийской империи, в Крыму, на Кавказе, так и на Руси.
Следов резного декора на стенах храма не сохранилось. Однако в процессе раскопок было найдено несколько фрагментов с резным орнаментом, причем часть их обнаружена уже в кладке сохранившихся стен существующего здания. Возможно, это свидетельство того, что храму предшествовала находившаяся здесь церковь, материалы которой впоследствии были использованы для строительства дошедшего до нас в развалинах Лооского храма.
В результате изучения памятника удалось вскрыть ряд погребений как на территории самого храма, так и за его пределами с южной стороны. Они относятся к различным периодам функционирования культового комплекса. Большая часть захоронений представлена безынвентарными могилами, в которых покоились погребенные (головой на запад). В некоторых могилах встречен незначительный сопровождающий покойного инвентарь.
В истории Лооского храма просматривается несколько строительных периодов. Появление храма можно отнести к X-XII вв. Возник он, вероятно, как свидетельство существования на данной территории византийской традиции, но уже с элементами грузинской архитектуры. Однако просчеты зодчих, которые не учли сейсмической неблагонадежности района, построив здание, вероятно, большей высоты, чем позволяли условия, а также недостаточное внимание к рельефу местности повлекли за собой его разрушение. Произошло это, очевидно, в XIII в.
Храм был восстановлен в XIV в. В это время на данной территории расширяется власть монастырей. Процесс христианизации зашел настолько далеко, что следующие столетия заполнены войнами между христианами-адыгами и дагестанскими "гази", в которых последние потерпели поражение. А пока, в XIV в., интенсивно обновляются старые церкви и строятся большие храмы зального типа. Видимо, в это время идет реставрация храма в Лоо. Именно это отреставрированное, а скорее всего, выстроенное заново на месте старого культовое сооружение и сохранилось в развалинах сегодня. Об этом весьма убедительно свидетельствует использование в забутовке при кладке стен нового здания известняковых блоков с резным орнаментом, которые по аналогии датируются X-XII вв. Дополняются сведения и вскрытыми захоронениями конца XIII-XIV в.
Через одно-два столетия в силу разрушения храм в Лоо перестает быть действующим, но и в таком состоянии он вновь привлекает к себе внимание, только уже в ином качестве — как убежище. Об этом убедительно свидетельствуют находки каменных ядер, гильз, металлических предметов XV-XVII вв. Своды обрушились. Окна храма частично закрываются кладкой, превращаясь в бойницы. Со стороны моря так же закрывали и дверные проемы (с запада и юга), оставляя вход лишь с севера. Возможно, в это время за западной стеной храма сооружается сторожевая башня, фундамент которой и был обнаружен раскопками экспедиции.
О функционировании храма в Лоо в качестве укрытия-крепости говорит и тот факт, что на картах Причерноморья XIX в. он обозначен как развалины крепости.
Таким образом, истоки архитектурных влияний следует искать в византийской инженерной мысли, по канонам которой создавалась церковная архитектура на прибрежной полосе Черного моря. Однако при наличии общих черт в композиции храма и его пропорциях следует отметить и локальные отличия. Объясняются они иными условиями строительства и применением местных строительных материалов. Последнее позволяет считать Лооский храм памятником церковной архитектуры, характеризующим культуру автохтонного населения данного региона, исповедовавшего христианство в эпоху средневековья.
Византийский храм в Лоо является памятником археологии федерального значения. Сейчас здание находится в руинированном состоянии. Лучше всех сохранилась северная стена, усиленная несколько лет назад специальной крепёжной конструкцией. Объект стал одним из популярных экскурсионных объектов. Православная церковь предполагает, что храм в Лоо был посвящен Св. вмч. Георгию Победоносцу. Каждый год 6 мая в день памяти св. Георгия после Божественной литургии от нового храма св. апостола Симона Кананита совершается крестный ход для пения молебна св. Георгию. В этот же день на развалины храма приходят и сторонники армянской христианской церкви.
Добраться к храму можно пешком от улицы Астраханской или от санатория Магадан, поднявшись по тропинке в гору. Либо пройти или проехать на машине от федеральной автотрассы по улице Таллинской вверх 800 метров по асфальту, а затем по щебёнке ещё 1 км. За вход на территорию Сочинский национальный парк взимает платут 100 рублей.
|