Дом инженера Б.Б. Шарданова.
Назначенный в 1897 г. в Екатеринодар начальником вокзала и 15 дистанции пути Владикавказской железной дороги Батырбек Шарданов со временем стал знаковой фигурой в истории города, а построенный им в 1905 году на углу улиц Красной и Графской особняк со временем превратился в «визитную карточку» Краснодара. Шарданов приобрел участок с ветхим строением, обреченным на снос, на углу 20-го городского квартала, застроенного одноэтажными жилыми зданиями. Дом проектировал сам хозяин для проживания со своей семьей. Строительным материалом был выбран кирпич, который производился на местном заводе Л.Н. Трахова и считался лучшим в городе. Строительство обошлось хозяину в 60 тысяч рублей — огромные деньги по тем временам.
Адыгейский князь выбрал стиль романтизм с элементами эклектики и, будучи черкесом по происхождению, добавил национальные мотивы, которые внесли восточный акцент в декор всего здания. На стенах хозяин воспроизвел легендарную историю своего рода. На лестничной площадке был изображен, скорее всего, сардинский пейзаж; по одной из версий, жителей итальянского острова Сардиния в древности называли «шарданами». Барельефы, фланкирующие окна второго этажа, изображали крылатых львиц - «зихов». Над балконом был горделиво водружен картуш с надписью арабской вязью: «Мурза Шарданова построил сей дом в 1905 году». Пышно декорированный дом сразу стал доминировать над общей застройкой.
Особняк представляет собой симметричную постройку с двумя равнозначными фасадами с выступающими ризалитами. Симметричная постройка с двумя равнозначными фасадами заканчивалась на восточной и северной сторонах одинаковыми ризалитами. Три таких же ризалита создали трехгранный центральный объем. Одинаковые по пропорциям ризалиты завершались прямоугольными аттиками в виде лепной орнаментики, состоящей из цепочки изящных арочных рельефов. Далее по фасадам аркатура переходила в карнизный пояс, над которым расположился кованый ажурный парапет – работа искусных екатеринодарских кузнецов, известных далеко за пределами Кубанской области. Центральный объем выше аттика был фланкирован двумя пинаклями и дополнен порталом с барочными волютами по бокам. Его венчал фронтон с декоративными вазами. За ним расположен шестигранный шлемовидной формы купол, состоящий из двух ярусов и покрытый чешуйчатой кровлей. Над куполом возвышалась площадка с металлическим ограждением и флюгером в центре. «В настоящее время в убранстве здания утрачены фиалы угловых клумб балкона и кованный флюгер». Экстерьеры нижнего этажа выполнены в стилистике «неоренессанс»: оконные и дверные проемы фланкированы прямоугольными объемами, имитирующими рустовку.
Второй этаж декорирован более разнообразно, в нем доминируют барочные элементы: оконные рамы имеют полуциркульное завершение; на боковых стенах они украшены арками фронтонного типа, на центральном трехгранном фасаде окна помещены в полукруглые арки с обильным лепным рельефом, состоящим из гирлянд и маскаронов. «Балкон над главным входом украшен лепным парапетом и угловыми тумбами, на которых установлены фиалы. Еще один балкон помещен на южном ризалите, оба балкона подпирают» кронштейны, украшенные декором». Кроме того, двери и окна второго этажа фланкированы рельефными изображениями крылатых львиц – зихов, их еще называли «анзу». Они почитались у народов Передней Азии в качестве «сущностей», умеющих читать Книгу судьбы. К орнаментике с восточным подтекстом, можно отнести картуш над балконом второго этажа с текстом на арабском языке и рельефный медальон с традиционной мусульманской символикой: звездой и полумесяцем. Над ними помещена российская дворянская корона.
Особняк был функционально разделен на помещения первого этажа, которые предполагалось сдавать в аренду «для торговых или иных нужд», и жилые комнаты на втором этаже, куда вела отдельная лестница, начинавшаяся от великолепной резной двери, установленной в северной части фасада. Тематика альфрейных росписей лестничных пролетов и интерьеров, лепнина и филигранная резьба по гипсу на потолке «мавританского» кабинета, «о сообщению старожилов, выполнялась по рисункам самого Шарданова». За счет сдержанной колористической гаммы окраски стен и росписи потолочных рельефов использование элементов различных архитектурных стилей в декорировании интерьеров второго этажа кажется вполне оправданным. «Стремление к стилевой цельности чувствуется и в оформлении голландских печей, имеющих не только бытовое назначение, но и служащих украшением интерьера. Декор печей, их окраска гармонируют с живописью и рельефами плафонов. Во всем художественном образе особняка чувствуется желание его владельца Батырбека Шарданова, перестроить быт приблизить повседневность к эстетике, внести искусство в жизнь».
Второй этаж предназначался для личного пользования, а первый этаж был приспособлен под торговые помещения: здесь размещался музыкальный магазин, издательство и другие организации. До наших дней сохранилось убранство потолков жилых комнат, например потолок в мавританском стиле украшает бывший кабинет хозяина. В большом зале красуется потолок в стиле барокко. Сохранились изысканно оформленные голландские печи, имеющие не только бытовое назначение, но и служащие украшением интерьера.
По окончании строительства Шарданов обратился в соответствующие инстанции, чтобы сдать в аренду часть дома под музей или галерею, вместе с тем он передал большую коллекцию картин из личной коллекции. Вскоре в доме открылась городская картинная галерея имени Ф. А. Коваленко. Кроме того, здесь расположился археологический отдел и библиотека, названная при открытии редким «даром неба», подобной не было даже в очень крупных городах России. В 1907 году галерея отпраздновала новоселье в доме Б. Шарданова, где находится до сих пор как Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко.
|