Новое сообщение

Село Лыхны

2244 0

                


Село Лыхны.
Село Лыхны (абх. Лыхны́) расположено в Гудаутском районе Абхазии, в 5 км к северо-западу от райцентра Гудаута в равнинной зоне. Является крупнейшим селом в Абхазии, в прошлом село известно также под названиями Зупу, Соуксу и Лихни. На севере Лыхны граничит с селом Дурипш, на востоке — с селом Куланырхуа, на юге — с городом Гудаута, на западе по реке Хыпста с сёлами Звандрипш и Хыпста.

Лыхны сильно пострадало от махаджирства — насильственного выселения абхазского населения в Турцию во второй половине XIX века. В сталинский период переселяют грузинских крестьян, которые жили здесь вплоть до начала грузино-абхазской войны. Посёлок Бамбора, относящийся также к Лыхненской администрации, с конца XIX века был заселён русскими. В настоящее время численность русского населения Бамборы сильно сократилась.


Первое упоминание о селении Лыхны в древних летописях датируется VI веком.  Таким образом, история села Лыхны насчитывает примерно 1500 лет. Сегодня село является историческим центром региона Бзыбской Абхазии. Примечательно, что на протяжении более 50 лет в период с 1808 года по 1864 год село Лыхны являлось официальной резиденцией  князя Абхазии и выполняло функции столицы. До сих пор здесь сохранились руины дворца абхазских князей рода Шервашидзе−Чачба.

В средние века Лыхны было средневековой столицей Абхазии. Под тенью вековых лип на Лыхненской площади на народных собраниях решали все важные общественные дела края. Причем, разбор был гласный, и правом голоса пользовались не только мужчины, но и женщины. Здесь же происходили народные празднества: скачки, джигитовки, игры, встречи, традиции которых дошли и до наших дней. И ныне празднуют "Лыхнашту".

Важнейшие отрасли хозяйства составляют виноградарство и виноделие. Лыхны и по сей день считается наиболее виноградным местом Абхазии.


Среди русских купцов, осваивавших сельскохозяйственные земли Абхазии и, в частности, Гудаутского района, в конце 19-го - начале 20-го веков весьма примечательной личностью и активным членом Сухумского общества сельского хозяйства был Павел Федорович Лопатин, которого называли "пионером культуры персиков на Черноморском побережье Кавказа". Сын Иваново-Вознесенского фабриканта, народоволец, владея большим состоянием, он оказывал денежную помощь революционерам. В 1899 году П.Ф. Лопатин в селе Лыхны приобрел землю и занялся разведением персиков, создав у себя образцовое опытное и промышленное хозяйство. Плоды, выращенные им, награждались высшими наградами на выставках и были вне конкуренции на рынках столицы. Он выступал со статьями и докладами о культуре персиков на страницах журналов, собраниях и совещаниях. Оценивая большой вклад этого незаурядного человека в развитие плодоводства в Абхазии, в память о нем в наши дни выпущена абхазская марка.

Успенский храм в селе Лыхны .

Визитной карточкой поселка является возвышающийся прямо в центре, на окраине Лыхнской поляны, величественный Лыхненский Успенский собор (храм Успения Богородицы). Храм является памятником архитектуры конца Х – первой половины Х1 века, близкий по своим формам знаменитому Пицундскому храму. Даже сейчас он впечатляет строгостью форм и чистотой пропорций, что свидетельствует о большом мастерстве зодчих.


Храм полускрыт за древней булыжниковой оградой и возвышающимися над нею зарослями. Слева, у тропинки, - заброшенные кирпичные стены часовни, поставленной в память генерала Коньяра, убитого здесь во время абхазского восстания 1866 года. Ворота под тяжелой каменной колокольней включены в ограду храма. Дубовые двери с крепким засовом, за ними двор с редкими могилами, аккуратными мощеными дорожками, различными постройками жилого и хозяйственного назначения.

Храм относится к широко распространенному в раннесредневековой Абхазии типу крестово-купольных трехапсидных сооружений. Наружный облик храма очень прост: гладкие плоскости стен, облицованных крупными гладкими плитами красноватого известняка, выступающие с трех сторон притворы, восьмигранный барабан с низким куполом.

Гораздо более впечатляет этот храм изнутри. Западнее поперечное помещение отделено от центрального зала монументальной стеной с арочным проходом. Нартекс двухэтажный, из нижнего этажа в верхний ведет узкая каменная лестница. Здесь располагаются хоры, связанные с залом тремя широкими арочными проемами, через которые открывается превосходный вид на подернутые дымкой ладана столбы и стены, украшенные богатой фресковой живописью. Восточная часть храма представляет собой специальные ритуальные помещения: алтарь центральной апсиды, придел - жертвенник с северной стороны и придел - диаконник с южной стороны.



Собор до сих пор действует и кроме своей культовой роли позволяет туристам увидеть уникальные фрески XIV века с масштабным изображением библейских событий.

Исключительно богаты росписи Лыхненского храма. Древнейшие из них представлены в диаконнике - это элементы геометрического линейного орнамента, возможно относящегося к VIII-IX векам, и изображение головы старца с грузинской надписью "Закария" с фрагментами других фигур, относящееся к рубежу Х-XI веков. Основные же росписи храма относятся к XIV веку. В верхней части центральной апсиды изображена сидящая на троне Богоматерь с младенцем и двумя ангелами, многофигурная композиция Евхаристии в двух видах, сцена с женами у гроба (с ангелами и поверженными воинами), встреча двух жен с воскресшим Христом. В среднем ярусе изображений той же апсиды - сцена гостеприимства Авраама с тремя сидящими ангелами, сцена жертвоприношения Авраама, изображения ангелов и святителей; в нижнем ярусе - фигуры святителей (св. Василий, св. Григорий Богослов, св. Кирилл и св. Фока). На западной стене - фрагменты композиций Успения Богородицы и передачи Богоматерью пояса апостола Фоме. На столбах и пилястрах - изображения Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, Иоанна Евангелиста и др. Снаружи над дверным проемом южного придела изображена сидящая на троне Богоматерь, а за нею два ангела.

Основные росписи Лыхненского храма исполнены одновременно, о чем говорит единство красок, композиции и буквенных (греческих и грузинских) начертаний. В то же время прослеживается почерк, по меньшей мере, трех живописцев. Одним из них, последователем более ранней палеологовской живописи, была исполнена роспись на столбах, два других художника, работавших в линейно-графической манере, характеризующей палеологовское искусство середины XIV века, расписывали центральную апсиду.


Стены храма были также украшены греческими надписями. Одна из них сообщала: "Христос, являешься ты благословлен богом и господином всего сущего. Это произошло от сотворения мира лета 6669 ... в царствование Баграта, сына Георгия... В апреле месяце появилась звезда, из недр которой исходили лучи, возвышаясь перед ней, подобно святому сиянию". Таким способом кто-то в 1066 году сообщал о появлении в небе Абхазии кометы.

Внутри храма похоронен владетельный князь Абхазии Сафарбей Чачба, умерший в 1821 году, также там находится усыпальница князя Георгия Чачба-Шервашидзе, при котором Абхазия вошла в состав Российской империи. На надгробии сохранилась надпись на греческом языке.

Храм Успения Богородицы отлично сохранился, в нем и сегодня проходят службы, он был закрыт лишь в период с 1945-55 гг. Территорию собора опоясывает низкая каменная ограда. Сразу за ней тяжелая каменная двухъярусная колокольня XIX века.

Дворец абхазских князей Чачба-Шервашидзе.

Буквально рядом с храмом виднеются заросшие травой руины дворца владетельных князей Чачба-Шервашидзе, чей род правил страной с XI по XIX век. С ним связана трагическая легенда про юношу и девушку, замурованных в стенах при постройке комплекса, благодаря чему он стал неприступным для внешних врагов.


По легенде, инициатором строительства являлся один из членов рода Чачба-Шервашидзе, однако, при постройке здание дворца все время рушилось. Тогда самый пожилой старейшина сказал: «Дворец не будет стоять до тех пор, пока не будет принесена великая людская жертва». И были найдены самый красивый юноша и самая красивая девушка Абхазии, и замуровали их живьем в фундамент здания. После этого события дворец более не рушился. Характерно, что при всей сложности и насыщенности истории этих мест, дворец так никогда и не был покорен врагами, а разрушили его лишь время и стихия.

У ученых еще окончательно не сложилось мнение о времени и обстоятельствах возведения Лыхненского дворца в Абхазии. Неровная поверхность стен, возведенных из неоднородного материала — известняка, песчаника, кирпича прерывается рваными отверстиями окон и дверей. В стенах ясно прослеживаются два строительных слоя, причем более древние стены (XVI — XVII вв.), легко обозреваемые с западной, северной и восточной стороны, возведены из крупных известняковых плит.


Паруса сводов в углах между арками под барабаном выложены так, что кирпичи выступают наружу углами, образуя зубчатую поверхность, создававшую своеобразную игру света и теней. На северном фасаде дворца в позднейшей сплошной кладке ясно прослеживаются две кирпичные арки, покоящиеся на столбах той же конструкции, что и у портала главного входа. Над средним столбом выложена черным узким кирпичом «печать Соломона» — шестиконечная звезда, образованная пересечением двух треугольников. С восточной стороны сохранились два выступа и отдельно стоящий столб, которые когда-то были соединены деревянным помостом. Полагают, что эта постройка была связана с водозаборным устройством — внизу под обрывом протекает ручей.

Дворец влиятельных князей Абхазии Чачба – это интереснейший памятник местной гражданской архитектуры эпохи средневековья. Сейчас живописные руины дворца поросли травой, но все еще позволяют рассмотреть множество интересных элементов, начиная с типично средневековых арок, обрамленных столбами-колоннами, и заканчивая отдельными элементами отделки.


На одной из окраин Лыхны сохранились остатки средневекового поселения и развалины еще одного христианского храма VI-VII веков.

В центре Лыхны на поляне Лыхнашта установлен памятник уроженцам села — жертвам грузино-абхазской войны 1992—1993 годов с полным списком погибших на фронте лыхненцев. Также возведена часовня в память о казаках-добровольцах из России, участвовавших в грузино-абхазской войне на стороне Абхазии.

В северной части села Лыхны расположен Гудаутский чайный совхоз с фабрикой, где можно по баснословно низкой цене (или вовсе бесплатно) приобрести мешок замечательного зеленого чая. В расфасованном виде он попадается в магазинах и на рынках городов Абхазии.



Как добраться до Лыхны.

От железнодорожного вокзала Гудауты можно дойти пешком за 5-7 минут до конечной остановки маршруток, которая находится как раз у поворота на Лыхны перед рекой Адзлагара, и доехать до села буквально за 10-15 минут. А можно взять такси прямо у ж/д вокзала и проехать напрямую - следующая на север улица как раз выводит на трассу к Лыхны и Дурипшу.

Посмотреть другие  Достопримечательности Абхазии
Перейти на страницу: Туризм и отдых в Абхазии


Чтобы ответить, необходимо авторизоваться в системе Вход | Регистрация

Правила начислений



Вернуться к началу