Илорский храм.
На восточной окраине г. Очамчира в селе Илори располагается действующий древний белокаменный Илорский храм, покровителем которого считается святой Георгий. Комплекс Илорской церкви составляют само здание церкви и подсобные строения. Территория обнесена булыжной оградой, над воротами имеется колокольня.
Храм это однозальный, с внутренним алтарным полукружием. Основное помещение, перекрытое каменным сводом на арках, опирается на выступающие из стен массивные пилястры, освещается с помощью пяти окон. В кладку наружных стен вставлено несколько плит с резным изображением креста. Этот храм выделяется среди зальных церквей Абхазии не только своими размерами и продуманностью архитектурных форм, но и художественными и конструктивными приемами, утверждающимися в первой половине XI века. Пропорции масс, стройность объемов, равно как и применение технических приемов, продиктованных условиями расположения здания, сближают его с зодчеством средневековой Грузии.
Одна из народных легенд рассказывает о причинах, послуживших поводом для строительства Илорского храма: «Некий местный князь в лесу во время охоты ранил оленя. Убегая, животное скрылось в зарослях, охотник преследовал его, и следы привели к развалинам древнего святилища. Князь увидел раненного оленя, положившего голову на престол с высоченным крестом в алтаре, и понял, что животное находится под покровительством самого святого Георгия. Князь оставил жертву и приказал воздвигнуть на этом месте храм в честь этого святого».
По свидетельству итальянского путешественника Арканджело Ламберти, посетившего Илорскую церковь в первой половине XVII века, и итальянского католического миссионера Кастеля, в средние века возле Илорской церкви устраивались большие ярмарки, на которые съезжались жители Абжуйской Абхазии и других районов Западной Грузии, привозя туда продукты сельского хозяйства и ремесел. На рисунках католического монаха Кастеля изображена сцена бойкой торговли вблизи Илорского храма.
Культ святого Георгия издавна переплетался здесь с культом быка. И итальянец Арканджело Ламберти оставил описание необычного обряда. На Пасху бык с золочеными рогами торжественно появлялся в церкви. Затем его убивали и ели, считалось, что его мясо обладает исцеляющей силой и сохраняется свежим в течение многих месяцев. А 21 октября (старый стиль), в день святого Георгия, бык чудесным образом оказывался в специально опечатанной церкви. Таинственное появление быка приписывалось силе Св. Георгия.
Следует сказать, что христианство и язычество в Абхазии всегда соседствовали и мирно уживались. Поэтому неудивительно, что храм построен рядом с одним из главных языческих святилищ Абхазии – Илор-ныха. В одной из легенд, записанной в конце 20-х годов XX в. Г. Ф. Чурсиным, говорится о том, что после смерти Св. Георгия люди разделили его кости. Там, где имеется кость этого святого - это место и есть святилище - аныха. Примерами постройки храмов на месте святилищ являются так же храм в с. Лыхны (Лых-ных) и в Пицунде (Лдзаа-ныха). О единстве и взаимосвязи всех святилищ Абхазии свидетельствует также широкое распространение у абхазов поверия о том, что одни святыни составляют долю других святынь, более древних и важных.
Во время турецкого ига Илорская церковь, как и многие другие храмы Абхазии, сильно пострадала от пожара. В 1858 г. последний владетель Абхазии князь Михаил Шервашидзе отремонтировал церковь и отреставрировал древнюю ограду из булыжника. Церковь покрыли железом. Стены снаружи и внутри церкви оштукатурили, сохранив древнегрузинские надписи на алфавите «асомтаврули» и рельефы фасадной части храма.
В 20-е годы ХХ века храм закрыли, что, впрочем, не отразилось на его популярности среди паломников. Даже в эти годы здесь не прекращалось богослужение.
Илорский храм всегда отличался богатством внутреннего убранства. В ризнице хранилась коллекция золотых и серебряных литургических сосудов, напрестольная массивная чаша из золота, пожертвованная Бедийскому храму царем Багратом III, серебряный складень с изображением святых воинов Дмитрия, Георгия и Феодора.
Особо почитались народом две кованные из серебра чудотворные иконы, которые пожертвовал церкви мегрельский князь Леван Дадиани. Клятва перед ними считалась священной и нерушимой. В народе ходили предания о том, как за измену клятве, данной перед иконой великомученика Георгия Илорского, клятвопреступника постигало суровое наказание. Слава о чудесах от икон Святого Георгия облетела всю страну.
В настоящее время в храме среди икон находится и икона абхазского великомученика – святого Евстафия Апсильского. В 738 году, будучи правителем Апсилии, он был пленен арабским полководцем Сулейманом ибн-Исамом и мученически пострадал в городе Харане. Впоследствии у мощей Евстафия Апсильского происходили чудеса исцеления.
Илорская церковь является одним из наиболее значимых образцов западногрузинской архитектуры. Грузия неоднократно поднимала вопрос о сохранении и защите исторических культурных ценностей, в том числе и Илорского храма, на территории Абхазии. Проведенные в храме в последние годы реставрационные работы, привели в конце 2010 года к конфликту между грузинской и абхазской сторонами. По мнению грузинской стороны, в результате работ была утрачена аутентичность исторического памятника, уничтожено «своеобразие грузинской традиционной архитектуры из-за передела храма на русский манер». Как утверждается в грузинских источниках, в ходе реставрации здание церкви подверглось существенным изменениям:
- над изначально бескупольным однонефным строением возведён купол, характерный для русского церковного зодчества;
- перекрашен в белый цвет фасад, оштукатурена восточная стена сооружения, на которой ранее по-грузински были выполнены пять лапидарных надписей, содержавших сведения из ранней истории Илорской церкви; арки церкви выкрашены в красный цвет, добавлены не характерные для грузинского зодчества рельефные элементы;
- во внутреннем пространстве храма стёрта и забелена сохранившаяся фресковая роспись.
Судя по сообщениям СМИ, абхазская сторона не отрицает того, что в ходе реставрации внешний вид храма претерпел изменения, однако как представители Абхазской православной церкви, так и официальные лица отрицают нанесение храму непоправимого ущерба.
Церковь Святого Георгия известна далеко за пределами Абхазии. Паломники и верующие со всего света едут сюда, т.к. считается, что здесь исполняются любые просьбы. Но более всего храм известен изгнанием здесь бесов. В храме снимать строжайше запрещено. Сейчас территория Храма ухожена и очень красива. Всё в цветах и зелени.
Храм занимает совсем небольшую территорию, а за его заборами живут люди. В Илорским Храме происходят чудеса - в нем постоянно мироточат Иконы. Так же в этом Храме промыслом Божьим загораются лампады.
Как добраться до Илорского храма.
1. На личном автотранспорте из Сухума в сторону Грузии до правого поворота на Очамчиру. Далее проезжаем по набережной (в Очамчире набережная является центральной улицей) через весь город и никуда не сворачивая едем по главной дороге около 3 километров, пока справа не покажется Илорский храм (указателей нет).
2. Рейсовым автобусом от ж/д вокзала города Сухум до Очамчыры, далее около 5 километров пешком или на попутке (не рекомендую 2 вариант).
3. С экскурсией, на которую можно записаться в любом курортном населенном пунтке Абхазии.
|