Новое сообщение

Михайловский Афонский мужской монастырь

1193 0

                


Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь.
Свято-Михайло-Афонский монастырь расположен в республике Адыгея, вблизи посёлка Победа, в тринадцати километрах от посёлка Каменномостского (Хаджох). Монастырь находится на склоне утопающей в зелени горы Физиабго на высоте 907 метров над уровнем моря. Свято-Михайловская Афонская Закубанская общежитийная мужская пустынь играла важную роль в духовной жизни кубанского казачества. Эта обитель была самым крупным, богатым и благоустроенным монастырем Северного Кавказа в ХIХ веке. Обитель основана выходцами со Святой горы Афон и является самым высокогорным монастырем России.

Монастырь был основан в 1877 году, а в 1928 году был разрушен. Многие здания были взорваны. Но остались некоторые постройки, которые живы до сих пор — Трапезная, основной корпус монастыря, некоторые хозяйственные постройки. Остальные здания были построены уже в наше время. Возвращен Русской Православной Церкви в 2001 году в плачевном состоянии.



История создания Свято-Михайловского монастыря.

К 1864 году в горной полосе Закубанья появилось много казачьих станиц. Жители большинства из них были бедны и не могли себе позволить строительство и содержание храма. Ситуация, сложившаяся в новых станицах, вызывала обеспокоенность руководства Ставропольской епархии, так как в среде казаков-станичников было много представителей старообрядцев и даже сектантов, не было в Закубанье и условий необходимых для размещения монахов и духовенства. Всё это создавало предпосылки для того, чтобы в Адыгее появился Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь.

В сложившейся ситуации жители станиц Баракаевской, Царской, Абадзехской, Псеменской, поселков Баговского и Севастопольского приняли решение собрать средства для строительства храма и дома приходского священника, обеспечения духовенства средствами содержания, ежегодно выплачивать приходскому священнику пособие в размере 100 рублей, а также каждый год нанимать для священника вестового.

В 1874 году епископ Герман предпринял первую попытку основать православный Свято-Михайловский мужской монастырь в Закубанье.

Зимой 1874 года государственный крестьянин Исидор Трубин и мещанин из Харькова Илья Безверхов подали прошение об основании близ станицы Сахрайской (Царской) монашеской пустыни. Оба с малых лет испытывали влечение к нравственной, духовной жизни, служили при церквях и по зову сердца прибыли в Екатерино-Лябежскую пустынь, где могло быть удовлетворено их стремление к иноческой жизни. Однако неведомое чувство манило их к горам Кавказа, в те места, куда была выселена станица Царская. Увиденные места поразили монахов своей красотой и величием. Пробыв здесь некоторое время, оба они считали необходимым строительство монастыря именно в этом месте, однако понимая, что одного их мнения будет не достаточно, обратились за помощью к казакам-станичникам и получили поддержку. Жители ближайших станиц: Даховской, Севастопольской, Царской и Каменномостской подарили будущему храму 270 десятин общинной земли, а казаки станицы Царской в дополнении к этому передали будущему Свято-Михайловскому Афонскому мужскому монастырю молитвенный дом прежней Сахрайской станицы. Земля, которую казаки пожертвовали монастырю, отличалась плодородием, в изобилии здесь были ягоды и лесные плоды, все, что говорило о достатке экономического быта будущего монастыря.

Тщательно все обдумав, Илья Безверхов и Исидор Трубин решили, что строительство и обеспечение обители может быть осуществлено и без помощи государства, ведь строительные материалы для возведения монастырских строений имеются в достатке, а местные жители готовы были принять участие в строительных работах. Исидор Трубин и Илья Безверхов полагали, что открытие Свято-Михайловского Афонского монастыря может благотворно сказаться как на коренных жителях, так и на казаках-переселенцах, на основе мужского монастыря можно было бы открыть школу для детей станичников.

Подготовив почву для возведения Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря, Илья Безверхов и Исидор Трубин обратились к епископу Герману за благословлением, чтобы приступить к строительным работам. По распоряжению епископа Германа Безверхова и Трубина временно перевели в Екатерино-Лебяжскую пустынь, где им предстояло изучить монастырские привила, а сам Герман в это время начал собирать сведения о месте расположения будущего монастыря и собранных на его строительство пожертвований. В ходе совершенных епископом Германом запросов к 1876 году стало ясно, что передача земли станичниками под строительство Свято-Михайловского Афонского монастыря не имела законной силы, так как общинная земля не могла выходить из владения станичников, а тем более переходить в собственность иных лиц.



Так как устройство Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря разрешено не было, Герман передал пожертвования и ценности, собранные для строительства монастыря, походной церкви Трухмянского пристава. Таким образом, первая попытка основания монастыря у станицы Царской не реализовалась, но мысль об открытии здесь монастыря продолжала жить. В 1877 голу казаки-станичники обратились с прошением к наместнику Кавказскому дозволить выделить из станичных земель 350 десятин для строительства на горе Физиабго православного монастыря.

В мае того же 1877 года дозволение на строительство Свято-Михайловского Афонского монастыря было получено. И в сентябре 1877 года началось строительство монастыря. К апрелю 1879 года завершилось строительство первого храма в честь ангела-хранителя брата императора Александра II, Великого князя Михаила Николаевича, Архистратига Михаила, первое время этот храм использовался и для служб, и для жилья монахов. Строительство второго храма в честь Преподобного Александра Невского завершилось в 1881 году. А спустя четыре года был возведен самый большой храм Свято-Михайловской Афонской мужской пустыни – Успенский собор, вмещавший в своих стенах до 1000 прихожан.

По предложению Мартирия, паломники, посещавшие Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь, принимали участие в его дальнейшем благоустройстве.  Каждый прибывающий в Свято-Михайловский Афонский монастырь паломник приносил с собой по камню на строительство.

Монахи, жившие в обители, жили в труде и молитвах. День монаха начинался в 2 часа ночи, когда начиналось богослужение, продолжавшееся до рассвета. После этого была трапеза и работы. В 12 часов звон церковного колокола призывал всех к обедне. От завершения обеденного богослужения и до начала вечернего богослужения у монахов наступало время отдыха. Нарушившие порядок наказывались дополнительными работами. Постоянно на территории Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря назначались дежурные, которые колокольным звоном собирали монахов на работы. Прихожане и паломники также должны были соблюдать установленный порядок.

Огромное внимание Мартирий уделял развитию старчества. Старцы Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря строили на горе Шахан кельи, где много молились и трудились. Монахи Свято-Михайловской обители вместе со старцами возвели на горе Физиабго Храм Преображения Господня, а двое старцев, посчитав себя грешниками, вырыли в горе подземные ходы.

При участии Мартирия при монастыре открыли церковно-приходскую школу для станичников, попечителем которой стал инок Вакулин. Влияние монастыря на ближайшие адыгейские селения было велико, монахи распространяли идеи православия, и постоянно боролись с последствиями раскола, который особенно сильно проявлялся в этой местности. Жили раскольники в ближайших селениях и оказывали заметное влияние на местных жителей. Монахи для борьбы с раскольниками активизировали проповедческую деятельность.

Благодаря Мартирию в монастыре было создано крепкое хозяйство: монахи выращивали технические культуры, занимались животноводством, на монастырских пастбищах выпасались коровы, лошади, волы, даже верблюды. На землях монастыря появилось много хозяйственных построек: ферма, скотный двор, сапожная и швейная мастерская, пекарня, кузница, прачечная и красильная. В монастыре построили алебастровый завод, метеорологическую станцию и больницу.

После завершения гражданской войны монастырские земли были конфискованы, а вместе с ними и производственные помещения, сельскохозяйственный инвентарь и оборудование. В 1926 году на землях прежнего Свято-Михайловского мужского монастыря открыли дом отдыха, а год спустя в стенах монастыря разместили коммуну «Владилен». Несмотря на произошедшие с монастырем изменения, монашеская жизнь в монастыре продолжалась до 1928 года, когда монастырь официально закрыли, а монахов распустили.

С началом Великой Отечественной войны Дом отдыха закрыли и на его базе создали дом инвалидов войны. В 1944 году, после освобождения Адыгеи, на территории Свято-Михайловского мужского монастыря властями была учреждена детская трудовая колония. В 1946 году колонисты взорвали Успенский собор, из камня которого возвели новую школу. После разрушения собора были разобраны и другие строения монастыря для получения материала на строительство общежитий колонистов. Также в 1946 году на горе Физиабго колонисты взорвали Храм Преображения Господня.

В 1960-е годы детская колония была реформирована, а строения разрушенного монастыря перешли к Каменномостскому плодосовхозу. В 1972 году территория Свято-Михайловского мужского монастыря и остатки разрушенных зданий были переданы краевому Комитету города Краснодара по туризму, и там, где некогда была старая монашеская обитель, открыли туристическую базу «Романтика».

В 1992 году православные активисты Адыгеи начали борьбу за передачу Свято-Михайловского мужского монастыря Православной церкви. Борьба длилась целых двенадцать лет и только в 2001 году часть монастырских построек и земель была возвращена церкви. С этой поры начинается возрождение монашеской жизни в стенах Свято-Михайловской обители. Но большую часть обители по-прежнему занимала турбаза. Только в марте 2003 года состоялась окончательная передача монастыря Православной церкви.

После возвращения монастыря и его земель Православной церкви, первым его настоятелем стал иеромонах Мартирий, занимавший этот пост до 2004 года. При его участии налаживалось богослужение, проведены ремонтные работы Троицкого храма и келейного корпуса, у монастыря появилась своя пасека и собственная техника. После Мартирия новым настоятелем стал иеромонах Пимен. При нем обустройство и развитие монастыря продолжилось, количество членов монастыря увеличилось до 20 человек. За прошедшее время на месте старого храма был возведен храм Архистратига Михаила, освещение которого состоялось в августе 2008 года. Известность монастыря растет с каждым годом, количество паломников и страждущих увеличивается ежегодно.

В данный момент монастырь постепенно возрождается. В храмовый комплекс входят:

Свято-Троицкий храм. Постройка храма велась с 1884 по 1902 год. Храм стоит на откосе и со стороны обители имеет 1,5 этажа с одной стороны, а с другой – полных 2. Стены храма выложены из местного камня, ранее были оштукатурены и побелены. Он отчетливо виден за 2 км ещё при подъезде к обители. Верхний этаж раньше был разделен перегородками на трапезную и вместительную церковь на 1200 молящихся. На нижнем этаже располагались келии для братии, подвалы для продуктов, печь для отопления здания, хлебопекарня. Храм находился на своеобразном калориферном отоплении: воздуховоды проходили в стенах и полах здания, и в зимнее время в храме было достаточно тепло и уютно.

В настоящее время Троицкий храм является самым большим храмом обители. В основном в нем совершаются все архиерейские, воскресные, праздничные службы, а также службы в период присутствия большого количества паломников. Большей частью в храме находятся иконы византийского стиля писания в больших резных киотах. Особой гордостью Троицкого храма является красивейшая роспись алтарной части храма. В данный момент ведётся внутренняя роспись и всего храма. Так же в Троицком храме находятся главные святыни монастыря - частичка Честного и Животворящего Креста Господня, частички мощей различных святых и мощи основателя и устроителя обители Архимандрита Мартирия.

Храм Архангела Михаила. Храм во имя Архистратига Божия Михаила был пожертвован жителями станицы Сахрайской и перевезен в обитель в 1877 году. На сохранившемся в архиве плане храма видно, что при постановке в монастыре к храму была сделана пристройка из келий настоятеля, трапезной, кухни и просфорни. Вся жизнь на первых порах теплилась возле этого храма, и лишь к концу 1877 года был построен начерно первый келейный корпус на 16 человек. Внешне этот храм был очень привлекателен: крыша его была покрыта дранью, над алтарной частью возвышалась маковка с крестом, а стены были оштукатурены и просто сияли белизной. Внутреннее убранство храма было подчеркнуто скромным. В 1923 году храм полностью сгорел.

Михайловский храм исторически являлся первым храмом обители, и так сложилось, что нынешний престольный храм Архангела Михаила, является первым храмом из вновь построенных храмов на территории возрождаемого монастыря. Храм был построен в 2008 году на месте сгоревшего Михайловского и имеет примерно такой же внешний вид. В храме Архангела Михаила выполнена внутренняя роспись, как алтарной части, так и всего храма в целом. Михайловский храм – «зимний храм» обители. В нем устроены тёплые полы, поэтому в холодное время года богослужение совершается в основном в этом храме.

Храм Преподобного Александра. Александровский храм находился на 2-ом этаже игуменского корпуса, построенного в 1880 году. Освящен храм был 25 мая 1881 года. Храм в память преподобного Александра имел форму четырехугольника: в длину 12,8 м и в ширину 5,7 м. Он был расписан насельниками обители, они же сработали иконостас. Службы в этом храме совершались только для братии обители. Игуменский корпус, в котором был храм преподобного Александра, представлял собой многопрофильное здание: настоятельские комнаты с прихожей, сенями, коридорами, галереей, кладовой; несколько келий для братии, так же тут были устроены дровник и свечной завод. В период существования спецшколы до 1947 года в бывшем игуменском корпусе, где ранее находился домовой храм в честь преподобного Александра, были устроены классы для обучения детей. В последующем и этого здания не стало.

В настоящее время игуменский корпус с Александровским храмом вновь построен на месте своего исторического расположения и имеет схожий внешний вид. Но есть и различия – теперь домовая церковь в честь преподобного и игуменские покои располагаются на первом этаже здания, а на втором этаже оборудован конференц-зал и устроен небольшой музей. Как и раньше богослужения совершаются только для братии монастыря. В храме находятся иконы, которые были написаны специально для нашей обители греческими монахами на скиту, принадлежащего монастырю Святого Павла (икона Божьей матери "Благословение" или «Мировлитиса» (Мироточивая) и икона Собора Архангелов). Эти иконы являются благословением Святой Горы Афон.

Храм в честь Успения Божией Матери. Храм построен в 2011 году на месте взорванного в 1946 году соборного храма Успения Божией Матери, главного храма монастыря. Проект Успенского собора был подготовлен в феврале 1880 года. Главный храм монастыря строился 5 лет из камня, добывавшегося в окрестностях обители. Он поражал величественностью и красотой русско-византийского стиля, в котором был исполнен. Двухъярусная колокольня доминировала над горным плато и позволяла любоваться окрестностями монастыря. Размеры собора были внушительными: в длину 57 метров, в ширину – 15,6 м; длина галерей 59,7 м, ширина – 4,3 м.

Освящение храма было произведено 20 октября 1885 года. Постройка этого грандиозного собора вместимостью до 3-х тысяч человек явилась отправным моментом начала массового многотысячного паломничества в святую обитель. В соборе находились иконы, присланные в дар и благословения со Святой Горы Афон. Расписан храм был преимущественно братией обители. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря отец Макарий на благословение Михайловой пустыни пожертвовал для обители 8 евангелий, несколько крестов, сосудов и других вещей, необходимых для богослужения, а также часть Животворящего древа Креста Господня и 36 частиц святых мощей угодников Божьих, хранившихся в 3-х искусно изготовленных сребропозлощенных ковчегах.

К сожалению, на сегодняшний день обитель не имеет возможности построить собор в тех же масштабах что и ранее. Поэтому на его месте и находиться недавно построенный небольшой храм Успения Божией Матери. Особенностью этого храма является то, что он полностью возведен из дерева, и в любой момент его можно разобрать и поставить на новом месте, когда появиться возможность возвести на этом месте собор в прежнем его величии. Во вновь построенном Успенском храме собраны старые иконы прошлых столетий, которые жертвовали обители в течение 10 лет. Также в храме находится список иконы Почаевской Божией Матери. Электричество в храм специально не провели, все службы проходят только при свечах. Успенский храм – «летний» храм обители. Ввиду отсутствия отопления храма, службы в нем совершаются только в теплые дни года.

Часовня Казанской Божьей матери построена в 2011 году к десятилетию возрождения монастыря. Часовня во имя благоверного князя Александра Невского имеет свою купель, в которой совершается крещение в теплое время года.

Туризм в Свято-Михайловском Афонском монастыре.  

По дороге к монастырю открывается восхитительная панорама Кавказских гор. Как на ладони видны покрытые снегом вершины плато Лаго-Наки, Главного Кавказского Хребта, Тыбнинского, Чугумского и Оштеновского горных узлов. Сюда постоянно приходят тысячи паломников, мечтающие окунуться в святую воду, познать таинство исповеди и обрести душевные силы для дальнейших жизненных испытаний.

Как правило, свое знакомство со Свято-Михайловским Афонским мужским монастырем туристы и паломники начинают со Свято-Троицкого храма, самого крупного храма на территории монастыря. Также стоит подняться на гору Физиабго, посетить по дороге пещеры, а также испить воды из святого источника на вершине горы.

Через монастырь к источнику не пройти. Нужно выйти за ворота и по стрелкам пойти в гору. Святой источник Пантелеймона целителя находится почти на самой вершине горы. Дорога к источнику выложена брусчаткой, широкая и ровная, очень часто по пути стоят лавочки, где можно отдохнуть. Не доходя несколько метров до источника и купели, идет ответвление тропинки влево. Это дорога на видовую площадку, откуда открывается вид на Кавказский хребет. Народу у источника обычно очень много, здесь можно набрать святой воды и искупаться в купели. Вода там родниковая и всегда очень холодная, что не пугает паломников. Считается, что здесь целебная вода и окунувшись в купель, избавляешься от болезней. На стенах купальни неслучайно размещены молитвы святому Пантелеймону. Их чтение усиливает целебное действие святой воды. С вершины горы открывается отличный вид на окрестности.

Одной из основных достопримечательностей Михайловского монастыря являются подземные ходы и пещеры, созданные первыми монахи-отшельники задолго до строительства храма. Народное предание гласит, что монастырь расположен на системе подземных ходов, соединявших все сооружения на поверхности, и прорезавших гору Физиабго насквозь. Специалисты сравнивают эту уникальную систему ходов со знаменитой Киевско-Печерской лаврой. В подземных пещерах монахи создали хранилище святых мощей, богатую библиотеку и иконописную мастерскую.

Туристы предпочитают экскурсии к гипсовым пещерам, которые хранят немало загадок. Любят бывать на монастырских прудах, посещать тропы к скалам Верблюд и Галкин. За территорией монастыря в ближайших окрестностях находится конюшня, где организовываются туристические поездки на лошадях.



Среди других достопримечательностей на территории Свято-Михайловского монастыря можно отметить братскую могилу инвалидов, убитых немецкими фашистами. А недалеко от Закубанской пустыни, в станице Сахрай, оборудован Скит святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя для уединенных молитв иноков.

Как добраться до Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря. До монастыря можно добраться через Майкоп по дороге на п. Каменномостский. При въезде в поселок у дороги расположены указатели поворота на монастырь. От поселка до монастыря  - 14 км. Для приема паломников обитель располагает гостиницей на 80 келий, где можно остановиться на срок от 1 до 3 дней. Паломникам предоставляется двухразовое питание и проживание.

При монастыре действует паломнический центр, который проводит экскурсии на древние рукотворные пещеры. Наработаны православные маршруты к монашеским озерам в верховьях р. Фарс, к Успенским кельям, к памятнику и часовне Царю-освободителю Александру второму. Монастырь принимает пожертвования.

Посмотреть  Достопримечательности Адыгеи
Перейти на страницу Туризм и отдых в Адыгее

Чтобы ответить, необходимо авторизоваться в системе Вход | Регистрация

Правила начислений

Быстрый ответ Вернуться к началу Назад к списку